|
Китайский автомобильный рынок непрерывно рос на протяжении 28 лет, причем невероятными темпами, однако в 2018 году случился перелом. Торговая война с США, суматоха на биржах и значительное замедление экономики страны вылились в уменьшение объема продаж на 2,8%. Любопытно, что весь «откат» пришелся на второе полугодие, тогда как в первой половине 2018 года рынок успел вырасти на 5,6%.
Впрочем, итоговый результат все равно впечатляет: 28 млн 81 тысяча новых автомобилей за год! Даже рынок Штатов, находящийся на втором месте в мире, далеко позади (17,3 млн), а уж с 1,8 млн машин в России и сравнивать нечего. Неудивительно, что автопроизводители уже давно ориентируют модельные ряды на рынок КНР. Правда, в статистике Поднебесной традиционно отсутствуют импортные машины, которые считают отдельно. Именно поэтому в таблицах ниже нет марок, которые не имеют производства в Китае (Subaru, Tesla, Porsche и другие). Но их доля не так велика: например, за 11 месяцев продано 1 млн 38 тысяч автомобилей иностранного производства, а импортер номер один — Mercedes (166 тысяч машин с января по ноябрь).
Wuling Hongguang S
Спрос на пассажирские автомобили упал на 4,1% — до 23 млн 710 тысяч экземпляров. Под ударом оказались даже всепроникающие кроссоверы (минус 2,5% и 9 млн 995 тысяч машин), но обычные легковушки пострадали больше (минус 2,7% и 11 млн 528 тысяч штук), а сильнее других просели всевозможные минивэны и компактвэны (минус 17% и 2 млн 187 тысяч). Однако рынок коммерческой техники пока еще в плюсе: продажи грузовиков, автобусов и пикапов выросли на 5,1% — до 4 млн 371 тысячи экземпляров.
Отдельного упоминания заслуживает так называемый сегмент New Energy Vehicles («Автомобили на новой энергии»), который включает подзаряжаемые гибриды, электромобили и водородные машины. Китай остается для них крупнейшим рынком — и пока что спрос растет. В 2018 году прибавка составила 62%, а итоговый результат впервые перевалил за миллион: 1 млн 256 тысяч штук! Причем спрос на пассажирские модели вырос на 82% — до 1 млн 54 тысяч, а рынок коммерческой техники почти не прогрессировал (202 тысячи, рост на 1,7%). Структура сегмента выглядит так: 984 тысячи чистых электромобилей (рост на 51%), 271 тысяча подзаряжаемых гибридов (плюс 117%) и 1526 водородных машин. Однако в 2019 году правительство Китая обещает отменить субсидии на покупку «автомобилей новой энергии», так что спрос неизбежно обрушится.
Доля китайских брендов на внутреннем рынке так и не достигла заветной 50-процентной отметки: если в 2017 году было 44%, то в 2018-м только 42%. Спрос упал на 8% — до 9 млн 980 тысяч штук. И это при том, что за прошедший год в КНР появилось 13 новых локальных брендов, плюс после перерыва была перезапущена марка Everus. Самым удачливым из новичков оказался бренд Jetour, принадлежащий компании Chery: реализовано 40 тысяч машин.
Haval H6
Несмотря на падение рынка, продажи автомобилей под немецкими (5,08 млн) и японскими (4,45 млн) марками выросли на 5—6%. Даже корейские автомобили после недавних «гонений» начали наверстывать упущенное (1,18 млн и рост на 3%). А вот торговая война аукнулась компаниям с американским происхождением: спрос упал на 19% — до 2,48 млн машин, и это коснулось даже локальных брендов, созданных при участии американцев (Wuling и Baojun). Но хуже всего дела у французских марок: откат на 33% и общий результат всего 307 тысяч машин. А ведь в восьмидесятых Citroen и Peugeot были среди первопроходцев на рынке КНР, оставив добрую память. Но плохой маркетинг и отсутствие рекламы сделали свое дело.
Зато Volkswagen пожинает плоды долговременных инвестиций в Китай. Уже который год это бренд номер один на местном рынке с огромным отрывом от преследователей: в 2018-м продано 3 млн 130 тысяч машин, хотя это на 0,3% меньше, чем годом ранее (даже несмотря на выход сразу трех новых кроссоверов). Дочерняя марка Audi лидирует в премиум-сегменте: 620 тысяч и рост на 13%. А китайским бестселлером на этот раз стало семейство Volkswagen Lavida (седан на заглавной фотографии и хэтчбек), только что сменившее поколение: продано 504 тысячи автомобилей. До этого Lavida шесть лет занимала второе место. А лидер прежних пяти лет, недорогой компактвэн Wuling Hongguang, сейчас откатился на третье место рейтинга.
Нарастить сбыт смогли Toyota (плюс 13,8%), Honda (2,4%) и Nissan (5,3%), обновив личные рекорды. А Nissan Sylphy дышит лидеру в затылок, хотя результат (481 тысяча машин) посчитан лукаво: в Китае продаются сразу два поколения Sylphy, достижения которых сведены в одну строку. Среди китайских марок лидирует Geely: 1 млн 380 тысяч автомобилей (плюс 12% к результату позапрошлого года). А самым востребованным кроссовером в КНР уже шесть лет подряд остается Haval H6 (453 тысячи машин в 2018 году, включая версию Coupe).
Напоследок пара слов об экспорте. В прошлом году китайские заводы отгрузили в другие страны 758 тысяч пассажирских автомобилей (рост на 19%) и 283 тысячи коммерческих машин (плюс 13%). Россия далеко не главный их потребитель: у нас за год было продано только 37 тысяч китайских легковушек и кроссоверов.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Китае в 2018 году (в сравнении с 2017-м)
Марка
2018 год, шт.
2017 год, шт.
Динамика
Volkswagen
3 129 643
3 139 120
–0,3%
Honda
1 451 483
1 417 802
+2,4%
Geely
1 380 424
1 234 927
+11,8%
Toyota
1 295 002
1 138 063
+13,8%
Nissan
1 177 805
1 118 091
+5,3%
Buick
1 068 198
1 223 517
–12,7%
Baojun
879 047
1 021 307
–13,9%
Changan
851 158
1 060 536
–19,7%
Hyundai
798 598
804 558
–0,7%
Haval
766 062
849 554
–9,8%
Chevrolet
673 337
603 133
+11,6%
Audi
619 740
549 117
+12,9%
GAC Trumpchi
539 134
508 563
+6,0%
Mercedes-Benz
503 108
445 687
+12,9%
BYD
500 032
403 496
+23,9%
Wuling
476 539
537 782
–11,4%
Roewe
470 805
383 404
+22,8%
BMW
464 924
384 850
+20,8%
Dongfeng
442 955
632 240
–29,9%
Beijing Auto (BAIC, BAW)
440 850
571 283
–22,8%
Chery
422 787
412 639
+2,5%
Ford
383 485
839 815
–54,3%
Kia
368 594
364 020
+1,3%
Skoda
352 000
334 517
+5,2%
Mazda
274 735
318 588
–13,8%
MG
258 244
134 786
+91,6%
Zotye
232 410
313 107
–25,8%
Cadillac
228 043
172 832
+31,9%
JAC
189 419
219 651
–13,8%
Wey
139 486
86 427
+61,4%
Peugeot
139 162
248 992
–44,1%
Mitsubishi
136 406
120 150
+13,5%
Venucia
132 068
142 927
–7,6%
Jeep
124 512
202 703
–38,6%
FAW
122 949
191 120
–35,7%
Hawtai
121 417
129 232
–6,0%
Lynk & Co
120 414
6 012
—
Citroen
113 867
132 487
–14,1%
Volvo
107 643
91 168
+18,1%
Leopaard
86 402
127 083
–32,0%
Soueast
85 248
151 081
–43,6%
Brilliance
79 927
101 303
–21,1%
Haima
65 009
131 139
–50,4%
Hanteng
64 357
62 020
+3,8%
Qoros
62 252
15 381
+304,7%
Changhe
60 052
56 552
+6,2%
Lifan
57 986
109 018
–46,8%
SWM
57 388
64 232
–10,7%
Renault
50 109
72 221
–30,6%
JMC
50 058
55 904
–10,5%
Karry
48 257
90 762
–46,8%
Land Rover
40 481
61 648
–34,3%
Suzuki
40 112
118 706
–66,2%
Jetour
40 009
0
—
Yema
36 089
34 548
+4,5%
Borgward
32 942
44 380
–25,8%
Maxus
30 724
31 834
–3,5%
Infiniti
28 868
27 826
+3,7%
Jaguar
27 310
22 340
+22,2%
Hongqi
26 665
нет данных
нет данных
Bisu
26 448
47 245
–44,0%
Cowin
24 299
43 423
–44,0%
Traum
21 521
0
—
Jinbei
19 128
49 282
–61,2%
Landwind
18 800
42 544
–55,8%
Foton
15 932
24 151
–34,0%
Zhidou
14 336
42 484
–66,3%
Weichai
13 813
23 437
–41,1%
Bestune
10 757
0
—
Luxgen
9 362
17 859
–47,6%
Linktour
9 224
0
—
Dorcen
8 156
0
—
Nio
8 101
0
—
COS
7 933
0
—
Yudo
7 343
0
—
Acura
7 337
13 191
–44,4%
Kandi
6 964
19 713
–64,7%
Great Wall
5 946
11 652
–49,0%
Dearcc
3 918
109
—
DS
3 887
5 847
–33,5%
Ora
3 515
0
—
FQT Motor
2 265
2 972
–23,8%
Denza
1 974
4 685
–57,9%
Neta
1 206
0
—
Jiangnan
1 073
1 122
–4,4%
Lark
1 005
0
—
Horki
964
0
—
Huasong
854
4 577
–81,3%
Arcfox
588
472
+24,6
Jonway
500
5 546
–91,0%
Xpeng
371
0
—
Fiat
268
2 273
–88,2%
Everus
100
0
—
Yulu
0
531
—
Isuzu
0
359
—
Топ-25 самых популярных автомобилей в Китае в 2018 году (в сравнении с 2017-м)
Модель
2018 год, шт.
2017 год, шт.
Динамика
Volkswagen Lavida
503 825
517 255
–2,6%
Nissan Sylphy
481 216
404 726
+18,9%
Wuling Hongguang
476 538
532 394
–10,5%
Haval H6
452 552
505 944
–10,6%
Toyota Corolla
374 400
336 763
+11,2%
Baojun 510
361 403
358 877
+0,7%
Volkswagen Jetta
327 685
317 637
+3,2%
Volkswagen Sagitar
309 902
327 062
–5,2%
Volkswagen Tiguan
303 374
340 032
–10,8%
Volkswagen Santana
276 411
287 334
–3,8%
Buick Excelle GT/GX
286 951
434 623
–34,0%
Geely Boyue
255 695
286 163
–10,6%
Chevrolet Cavalier
252 108
189 459
+33,1%
GAC Trumpchi GS4
250 605
337 330
–25,7%
Geely Emgrand EC7
246 998
259 418
–4,8%
Volkswagen Bora
245 818
248 665
–1,1%
Volkswagen Magotan
228 990
216 303
+5,9%
Roewe RX5
224 819
234 418
–4,1%
Honda Civic
218 132
173 865
+25,5%
Hyundai Elantra Lingdong
216 884
116 459
+86,2%
Nissan X-Trail
207 951
184 612
+12,6%
Buick Envision
201 776
236 229
–14,6%
Toyota Levin
192 697
172 871
+11,5%
Buick Verano
192 174
185 326
+3,7%
Volkswagen Passat
179 028
160 324
+11,7%